ФЭНДОМ

Туапси́нский муниципальный райо́н — муниципальное образование в составе Краснодарского края.

Административный центр — город Туапсе.

География Править

Туапсинский район расположен на юге Краснодарского края, в центральной части Черноморского побережья Кавказа — курортной зоны России. Рельеф гористый, горы подступают вплотную к береговой линии Черного моря.

Граничит с городом-курортом Геленджик на северо-западе, с Северским районом и городом-курортом Горячий Ключ на севере, с Апшеронским районом на востоке и с городом-курортом Сочи на юге. На западе земли района омываются водами Чёрного моря.

Протяжённость района вдоль Черноморского побережья с севера на юг составляет — 80 км, с запада на восток — 45 км. Площадь района составляет 2366 км2. 87 % всей площади района занято реликтовыми лесами.

Абсолютные высоты Главного Кавказского хребта в пределах района с северо-запада на юго-восточное возрастают с 700 м до 1634 м. При этом перевалы северо-западнее горы Индюк не превышают 518 м, два из них, по которым проложены магистральные автодороги, имеют отметки 355 и 336 м. Юго-восточнее горы Индюк перевалы расположены на высотах от 900 до 1255 м и популярны для пеших туристических походов.

Гидрографическая сеть представлена большим количеством рек стекающих с южного склона Главного Кавказского хребта в Чёрное море. Тремя наиболее крупными реками Туапсинского района являются — Шапсухо (41 км), Туапсе (43 км) и Нечепсухо (29 км). Также свои речные бассейны имеют реки — Бжид, Джубга, Секуа, Пляхо, Ту, Небуг, Агой, Паук, Дедеркой, Шепси и ряд более мелких рек. В верховьях рек расположены большое количество водопадов и порогов. Также имеются минеральные источники. Крупнейшим озером на территории района является — озеро Хыжи.

Климат Править

Климат на прибрежной территории района является переходным от полусухого средиземноморского на крайнем северо-западе к влажному субтропическому на крайнем юго-востоке. Южнее города Туапсе уже прослеживается влажный субтропический климат. В целом на побережье до высот около 200—350 м выше уровня моря он рассматривается как субтропический полувлажный, далее наблюдается высотная поясность. Умеренный климат гор имеет черты морского. В Туапсинском районе различают пять горных хребтов, поэтому каждый населённый пункт имеет свой особый микроклимат, часто противоречащий широте: гораздо более северные посёлки, плотно окружённые горами и не имеющие крупных ущелий и перевалов, демонстрируют более благоприятные условия чем более южный Туапсе, продуваемый зимой из невысокого (512 м) Шаумянского ущелья[3]. Морозы, как правило, всегда слабее также и в таких более северных по отношению к Туапсе микрооазисах как Криница, Бетта, Прасковеевка, Новомихайловский, Агой и др. Среднегодовая температура воздуха составляет +13 °С. Среднемесячная температура самых жарких месяцев июля и августа составляют +23 °С, самых холодных месяцев январь и февраль — +4,5 °С. Температура воды в море летом составляет около +24 °С. Среднегодовое количество осадков составляет варьирует в пределах 1200—1500 мм. В отличие от Геленджика и Анапы, осадки распределяются равномерно между тёплым (апрель—октябрь) и прохладным (ноябрь—март) сезонами. На участке Джубга—Бжид зимой часто наблюдаются различные гололедные явления.

Население Править

Национальный состав по данным Всероссийской переписи населения 2010: русские 70%, армяне — 14%, адыге — 3%, украинцы — 2%.

Средний возраст — 40,2 лет. Медианный возраст — 39,7 лет.

Мужчины — 58 014 чел. (45,7 %), женщины — 68 808 чел. (54,3 %)

Городское население — 78 728 чел. (62,1 %), сельское население — 48 094 чел. (37,9 %)

Экономика Править

В соответствии с географическим горным местоположением, в Туапсинском районе развиты лесопромышленный и агропромышленный комплексы.

Лесопромышленный комплекс представлен лесхозами и лесоперерабатывающими предприятиями. Численность работающих в отрасли составляет около 1000 человек, примерно половина из них работает в лесхозах. Предприятия лесопромышленного комплекса района выпускают промышленную продукцию, товары народного потребления, оказывают услуги по лесопилению и обеспечению топливными дровами.

Коллективные сельскохозяйственные предприятия района — СХЗАО «Новомихайловское», ФГУП «Плодосовхоз Джубгский» и ОАО «Георгиевское» специализируются на выращивании фруктов и ореха-фундука. В хозяйствах имеется 1795 га сельхозугодий, из них многолетних насаждений 1267 га.

АТД и админреформа Править

В 2007 году город краевого подчинения Туапсе вошел в состав Туапсинского района на правах городского поселения.

Сейчас в Туапсинском районе 64 населённых пунктов в составе 3 городских и 7 сельских поселений:

  • Джубгское городское поселение
  • Новомихайловское городское поселение
  • Туапсинское городское поселение
  • и 7 сельский поселений с центрами в НП Цыпка (Вельяминовское СП), Георгиевское, Небуг, Октябрьский, Тенгинка, Шаумян, Шепси.

Референдум 2007 года Править

4 декабря 2007 года были подведены предварительные итоги референдума жителей города и района об объединении муниципальных образований, прошедшего 2 декабря:

Данные о предварительных итогах референдума Голосование по преобразованию муниципального образования город Туапсе путём изменения статуса городского округа на статус городское поселение и включение его в состав муниципального образования Туапсинский район — ДА − 50,69 %. Голосование по вопросу включения в состав муниципального образования Туапсинский район Туапсинского городского поселения — ДА − 69,68 %.