ФЭНДОМ

Темрю́кский район — муниципальное образование в составе Краснодарского края. Административный центр района — город Темрюк.

География Править

Темрюкский район расположен в северо-западной части края, занимая всю территорию Таманского полуострова и частично территорию дельты Кубани. Бо́льшую часть границ района составляет береговая линия, на юго-западе — Чёрного моря, на севере — Азовского, на западе Керченского пролива, через который проходит административная граница с Керчью (Крым). Общая протяжённость береговой линии 250 км, из них 220 км песчаных пляжей. Территория Темрюкского района граничит также со Славянским, Крымским районом края и городом-курортом Анапой.

Площадь района составляет 1957 км² (или 2,6 % от всей территории Краснодарского края), из них бо́льшую часть занимают солёные и пресные лиманы, плавни и ерики дельты Кубани. Пляжи Азовского моря — мелкая ракушка с примесью кварцевого песка, черноморские пляжи Таманского полуострова — песчаные, общая площадь пляжей — около 7 тысяч км².

На территории района расположен ряд грязевых вулканов, источники минеральных вод и лечебные грязи.

Число солнечных дней — 235 в году, купальный сезон с середины мая до конца сентября.

Экономика Править

В районе расположены около 74 % площадей виноградников Краснодарского края — 18 тысяч га, валовый сбор винограда составляет 120-160 тысяч тонн. Действует 14 винзаводов, производится более восьмидесяти марок вин. Развивается агротуризм.

В восточной части района — рисоводство. Рыболовство, рыбоводство (в том числе осетровых) и переработка рыбы.

Имеются три морских международных порта — Темрюк на Азовском, Кавказ и Тамань — на Чёрном море. Действует речной порт в Темрюке.

Важной составляющей экономики района является летний туризм и курортно-оздоровительная сфера. В районе действуют более 28 баз отдыха, автокемпинг в посёлке Кучугуры, 4 пансионата, 12 детских оздоровительных учреждений.

По территории района проходят линии железной дороги. Строится авто-железнодорожный мостовой переход в Крым, автомобильная часть которого запущена 16 мая 2018 года.

Памятники истории и культуры Править

В районе на государственной охране состоят более 700 памятников археологии, в том числе 10 являются памятниками федерального значения.

Музеи Править

Таманский археологический музей с заповедником Гермонасса-Тмутаракань[31] Дом-музей Лермонтова в Тамани Темрюкский историко-археологический музей, включающий музей боевой техники Военная горка[32] Музей истории станицы Старотитаровской

Раннепалеолитические стоянки Править

На территории Ахтанизовского сельского поселения, на северном берегу Таманского полуострова, у посёлка За Родину, в 1 километре к западу от посёлка Пересыпь, находится местонахождение «Синяя Балка», где были обнаружены каменные изделия раннего палеолита вместе с остатками таманской фауны. Археологический памятник получил название стоянка «Богатыри». Стоянка находится на оползневом участке на берегу Азовского моря на высоте 28 метров над уровнем моря. Время существования стоянки — от 1 до 1,2 миллионов лет назад[33]. Раннепалеолитическое местонахождение «Родники» находится в 100 м к западу от стоянки «Богатыри». Выделяют два участка эоплейстоценового местонахождения: восточный — «Родники-1», западный — «Родники-2»[34]. Интервалом 1,5—0,78 млн л. н. датируется местонахождение «Цимбал» у посёлка Сенной[35].

Население Править

(информация устарела)

Население района на 01.01.2006 года составило 115 307 человек. Из них 31,2 % — городские жители и 68,8 % — сельские жители. Среди всего населения мужчины составляют — 46,3 %, женщины — 53,7 %. Женского населения фертильного возраста — 29742 человека (48,0 % от общей численности женщин). Дети от 0 до 17 лет — 23826 человек (20,7 % всего населения), взрослых — 91481 человек (79,0 %). В общей численности населения 69047 (59,9 %) — лица трудоспособного возраста, 22,8 % — пенсионеры.[18]

Численность населения района на конец 2007 года — 115 тысяч жителей[19].

Численность населения района на начало 2017 года — 124 тысячи человек.

Административное деление Править

Территория Темрюкского района включает в себя 1 городское и 11 сельских поселений:

  • Темрюкское городское поселение
  • Сельские поселения: Ахтанизовское, Вышестеблиевское, Голубицкое, Запорожское, Краснострельское, Курчанское, Новотаманское, Сенное, Старотитаровское, Таманское, Фонталовское.

Исторический очерк Править

  • На территории современного района в древности существовали поселения, в том числе знаменитая Гермонасса-Тмутаракань, в разное время контролировавшиеся Боспорским царством, Византией, Хазарией, Тмутараканским княжеством, Генуей, Крымом и Османской империей.
  • Район был образован 2 июня 1924 года в составе Кубанского округа Юго-Восточной области. В его состав вошла часть территории упраздненного Славянского отдела Кубано-Черноморской области. Первоначально район включал в себя 9 сельских советов: Ахтанизовский, Варениковский, Вышестеблиевский, Голубицкий, Запорожский, Курчанский, Старотитаровский, Таманский, Фонталовский.
  • С 16 ноября 1924 года район в составе Северо-Кавказского края, с 10 января 1934 года — в составе Азово-Черноморского края.
  • С 13 сентября 1937 года Темрюкский район в составе Краснодарского края.
  • 16 апреля 1940 года в состав вновь образованного Варениковского района был выделен Варенниковский сельсовет.
  • С 11 февраля 1963 года по 12 января 1965 года район был упразднен, его территория входила в состав Анапского района.
  • В 1993 году была прекращена деятельность сельских Советов, территории сельских администраций преобразованы в сельские округа.
  • В 2005 году в районе были ликвидированы администрации сельских округов и образованы 12 муниципальных образований.

День района отмечается ежегодно 9 октября.