ФЭНДОМ

Ана́па — город-курорт на юге России, расположенный у побережья Чёрного моря в Краснодарском крае. Город краевого подчинения и административный центр муниципального образования город-курорт Анапа. Климатический и бальнеологический курорт, преимущественно детский. В 2011 году присвоено звание «Город воинской славы».

Физико-географическая характеристика Править

География Править

Анапа находится в юго-западной части Краснодарского края России, на берегу Чёрного моря. Анапа расположена в 1,5 тыс.км от Москвы, в 190 км от Краснодара, в 360 км от Сочи на стыке Большого Кавказа и Таманского полуострова.

Здесь лесистые кавказские предгорья сменяются цветущими долинами, а равнины Тамани перемежаются морскими лиманами. Летний зной смягчается прохладным ветром с моря.

Песчаный пляж (см. Анапская пересыпь) плавной дугой окаймляет море, образуя удобную и красивую бухту. Мелководье в районе Анапы хорошо прогревается. Средняя температура воды в купальный сезон, что длится с конца мая по конец сентября (начало октября), 21-25 °C.

Климат Править

Климат города средиземноморский. Кавказские горы в районе Анапы невелики и представляют собой невысокие, покрытые лесом холмы высотой до 200 метров. Из-за невысокого характера гор подъёма воздушных масс и конденсации влаги здесь не происходит, что является причиной засушливого и жаркого лета, характерного для средиземноморского климата. Зимой доминируют циклоны с Чёрного моря, Средиземного моря или Атлантического океана, которые вызывают пасмурную погоду, с продолжительными обложными осадками. Иногда вторгаются холодные антициклоны с севера и северо-востока, которые приносят кратковременные морозы. Среднегодовая сумма осадков составляет в Анапе 450 мм.

Очень редко, приблизительно раз в десять лет, в Анапе случаются сильные морозы. Например, 23 января 2006 года в городе температура падала до −23,9 °C[6].

Реки Править

По территории города Анапы протекает река Анапка, соединяющая Анапские плавни с морем.

Население Править

На 1 января 2017 года по численности населения город находился на 217 месте из 1112[39] городов Российской Федерации[40].

Национальный состав по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 86%, армяне — 7%, украинцы — 2%.

Средний возраст — 38,8 лет. Медианный возраст — 37,5 лет.

Мужчины — 26 852 чел. (45,5 %). Женщины — 32 138 чел. (54,5 %)

Особенности города (экономика, культура) Править

Туризм Править

В городе-курорте Анапа развита инфраструктура отдыха и гостеприимства. Большое количество санаториев, которые работают круглогодично, пансионатов, баз отдыха, больших и малых гостиниц.

Протяжённость пляжа составляет: 42 километра песчаного и 12 километров галечного.

В 2011 году Анапа признана «Лучшим бальнеологическим курортом мира» по версии ФЕМТЕК (Международной Ассоциации климато- и бальнеолечения). В городском округе работают 2 аквапарка и океанариум. Также в 2017 году завершилось строительство колеса обозрения высотой 70 метров, второго по высоте в России.

Также: Кипарисовое озеро в Сукко, Утришский дельфинарий в Большом Утрише, дайвинг-клубы.

Виноделие Править

На территории города-курорта Анапы есть два старейших действующих винзавода — ЗАО «Джемете» и ЗАО КПП «Лазурный» (основан в 1938г). Один, расположен в курортной зоне на высоком берегу Чёрного моря. Другой в районе рынка «Восточный». При этом в окрестностях Анапы хорошо развито виноградарство и виноделие.

Прочая промышленность Править

Мясокомбинат, молочный завод и прядильно-ткацкая фабрика (земли, на которых находились данные объекты, проданы частным лицам под гостиничные комплексы), хлебзавод (действует), пивоваренный завод (ООО «Богерхаус»).

Транспорт Править

В городе расположены пассажирский морской порт (для малотоннажных прогулочных судов), автовокзал. Рядом с Анапой находятся международный аэропорт Анапа (между селом Цибанобалка и хутором Красный Курган) и железнодорожная станция Анапа (в посёлке Верхнее Джемете). Нередко следующие в Анапу пассажиры используют железнодорожную станцию Тоннельная, расположенную на линии Крымская — Новороссийск в посёлке Верхнебаканский в 35 км. от Анапы.

Учебные заведения Править

  • из вузов: Институт береговой охраны ФСБ России, который готовит и повышает квалификацию специалистов береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
  • из ССУЗов: Анапский индустриальный техникум , Анапский колледж сферы услуг, Анапский сельскохозяйственный техникум

Музеи Править

В Анапе работает археологический музей под открытым небом «Горгиппия», а также краеведческий музей.

Музыка, литература Править

В мае 2011 года анапская группа Neoclubber дебютировала во всемирно известном хит-параде[55] легендарного музыкального журнала Billboard.

В городе действует муниципальное литературное объединение «Парус», объединяющее молодых поэтов и писателей, и с 2016 года имеющее в названии статус «народного».

Спорт Править

Широко развиваются спортивные школы. Проходят соревнования по пляжным видам спорта.

С июня 2007 года в самом центре курорта на акватории Анапской бухты работает морской воднолыжный стадион на электротяге — кольцевая канатная дорога для буксировки воднолыжников. На сегодняшний день на разных континентах действует около четырёхсот кольцевых воднолыжных канатных дорог. И только четыре в мире расположены на море: в Российской Федерации (Анапа), в Испании, в Хорватии, Черногории. Площадь морского стадиона 11 га. В 2008 году на анапском морском воднолыжном стадионе[56] проведён V Чемпионат мира по кабельному вейкбордингу (полноформатный чемпионат мира проведён на Кубани впервые). Россия впервые завоевала «золото» и «серебро» Чемпионата мира в одной из категорий.

В 2007 открылся спортивно-учебно-оздоровительный центр «Волей Град» имени Юрия Сапеги — специализированный центр подготовки мастеров волейбола и пляжного волейбола.

К 2010 году подготовлено: 12 Мастеров спорта России, 31 кандидат в мастера спорта, 244 спортсмена 1 разряда и более 2-х тысяч спортсменов массовых разрядов.

Архитектура, достопримечательности Править

  • Археологический музей-заповедник «Горгиппия» — археологический раскоп кварталов Горгиппии (главным образом I—II вв., раскопки ведутся с 1975 года), богатое собрание античных предметов
  • Ворота турецкой крепости («Русские ворота»)
  • Храм Святого Онуфрия Великого — один из самых старых храмов на Кубани
  • Анапский маяк на набережной
  • На территории Анапы также располагается заказник «Большой Утри́ш», в котором находится реликтовый можжевёлово-фисташковый лес. С 22 ноября 2008 года по территории, которая, согласно распоряжению Правительства РФ, к 2010 году должна была получить статус заповедника, началась прокладка автодорог и массовая безнаказанная вырубка деревьев, занесённых в Красную Книгу[57]
  • Анапский дельфинарий на Большом Утрише — единственный дельфинарий в России, расположенный в открытой морской акватории
  • Памятник полководцу Суворову. Установлен в августе 2013 года[58]
  • Памятник Дмитрию Калинину — капитану советских десантников отдавших свои жизни в бою с немецкими фашистами в районе Анапы.

Мероприятия Править

С участием деятелей кино- и театрального искусства каждую осень проводится кинофестиваль России и стран СНГ «Киношок».

Исторический очерк Править

И с боя взятыми рабами Суда в Анапе нагружать.. — А. С. Пушкин, «Галуб»

Далеко не первоклассная, но крайне зловредная в политическом отношении турецкая крепость Анапа потребовала от Российского государства такого числа военных походов как армии, так и флота, какого не вызывала никакая другая неприятельская крепость и более сильного сооружения. Раза четыре её взрывали до полного разрушения. Анапа сыграла видную историческую роль во время продолжительной борьбы России с Турцией, а равно и в деле усмирения горского населения на северном Кавказе, почему её военное прошлое заслуживает полного внимания. — Н. И. Веселовский. Военно-исторический очерк города Анапы. — Петроград, 1914.

В древности (за несколько столетий до Р. Х.) на месте Анапы находилось поселение синдов — античный город Синдская гавань, или Синдика. С присоединением к Боспорскому государству (с IV века до н. э. по III век н. э.) назывался Горгиппия по имени его правителя Горгиппа. В XIV веке — генуэзская колония Мапа. Генуэзцы здесь построили прочное укрепление, отмеченное на картах Висконти 1318 г., Каталанской и других под именем Мапа. В 1395 году, когда Тамерлан предпринял поход против Тохтамыша, он также разрушил предместье анапской крепости, но сама крепость Кеверган (алмазная руда) была пощажена[7]. В 1475 году в царствование султана Мухаммеда II (Османская империя), во время похода на Кафу, когда командовавший этой экспедицией Кедук Ахмед-паша взял попутно Анапский замок и оставил в нём турецкий гарнизон[8]. В 1641 году турецкий писатель Эвлия Челеби посетил Анапу на пути из Гонии в свите гонийского земберекджи-баши (начальника артиллерии), которому поручено было участвовать в осаде Азова, тогда занятого донскими казаками. Эвлия пробыл в Анапе несколько дней и кратко описал её. Замок лежит при оконечности мыса, на глинистой скале; он крепок, но не имеет гарнизона и неоднократно был разграблен донскими казаками. Анапский замок хорошо построен и так хорошо сохранился, как будто постройка его только что была окончена. Далее Эвлия говорит, что по описанию Темир-оглу Осман-паши, Анапа есть резиденция воеводы Таманского санджака в Кафинской провинции. Жители, называемые Шефаки, платят десятину только тогда, когда их к тому принуждают, и вообще очень склонны к мятежам; число их не превышает 300 душ. Замок имеет большую гавань, в которой 1000 судов, связанных вместе канатом, могут стоять в безопасности. Гавань эта защищена против ветров, дующих с какой бы то ни было стороны. Подобного порта более нет на Чёрном море; некогда тут собирали род жемчуга, и раковины теперь ещё лежат на берегу — вторая причина, по которой замок был назван Кеверган (алмазная руда). Русские тут ежегодно пристают и собирают жемчужные раковины. «Если бы этот замок, — прибавляет в заключение Эвлия, — был приведён в хорошее состояние и снабжён достаточным гарнизоном, то было бы не трудно удержать всех черкесов в совершенном повиновении»[9]. Историк Ф. К. Брун, комментируя известия Эвлия, говорит, что жители Анапы во время овладения городом турками в 1475 году были христианами, так как Хаджа-Хальфа, турецкий писатель первой половины XVII столетия, свидетельствовал, что даже в его время шегаки принадлежали к христианским черкесам.

Известный ориенталист Ю. Клапрот совершил в 1807—1808 годах поездку на Кавказ по поручению графа Потоцкого для историко-археологических и этнографических исследований. Он сообщил об Анапе следующие данные: по реке Бугур жило небольшое черкесское племя шегакэ близ Анапы, их имя означает «приморские жители»; они имели князя Мамет-Гирей-Жана (Магомет-Гирей Зан) и прежде обитали на том месте, где построили Анапу. Они потом сильно сократились в числе от набегов Абхазов и от чумы. Когда русские заняли Крым и Тамань, турки построили в 1784 г. Анапу, чтобы оказывать покровительство бежавшему населению и ногайцам, которые кочевали возле Кубани[10].

По свидетельству итальянца Эклюза, бывшего на корабле в анапской гавани в мае 1823 года, его служители часто встречали на улицах города русских рабов, которые выражали сильное желание воспользоваться их судном, чтобы вернуть себе свободу, но надзор турок не позволял склониться на их мольбы[11]. Для турецкой аристократии Анапа представляла исключительный интерес, благодаря прочно установившейся и оживлённой торговлей невольниками.

Памятник казакам, павшим у стен Анапы с 1788—1828 гг.. В 1781—1782 годах была построена крепость. В ходе русско-турецких войн она несколько раз захватывалась русскими войсками: 22 июня 1791 года войсками кавказского корпуса генерал-аншефа Гудовича и таврического корпуса генерал-майора Шица (Штурм Анапы в войну 1787—1792 гг.) 29 апреля 1807 года эскадрой контр-адмирала Пустошкина (в войну 1806—1812 гг.) 15 июля 1809 года десантом с эскадры Перхурова (в ту же войну 1806—1812 гг.) 12 июня 1828 года десантным отрядом князя Меншикова (в войну 1828—1829 гг.) Окончательно присоединена к России по Адрианопольскому мирному договору 1829 года. Входила в состав Черноморской береговой линии. Указом царя Николая I от 15 декабря 1846 года крепость Анапа получила статус города. Курорт с 1866 года. Санаторий доктора В. А. Будзинского к концу XIX века принимал первых гостей, а к началу XX века город уже являлся известным быстро развивающимся курортом и портом. Курортное строительство в Анапе продолжалось в 1920—30-е гг. В начале 1940-х годов в Анапе было 14 санаториев и больше 10 пионерских лагерей. Во время Великой Отечественной войны курорт был полностью разрушен, окончательно восстановлен в 1950-х годах. В 1979 году в километре от городской границы Анапы открыта одноимённая железнодорожная станция. В 2006 году в результате реформы местного самоуправления Анапский район Краснодарского края был упразднён, а его территория была включена в состав муниципального образования «город-курорт Анапа». Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2011 года № 586 городу присвоено почётное звание «Город Воинской Славы»[12]. День города празднуется в третье воскресенье сентября[13].

Этимология названия Править

Существует множество вариантов перевода слова «Анапа». Связано это с наличием похожих по звучанию словосочетаний у многих народов, проживавших на месте современного города. Наиболее часто используемые варианты:

Черк. «Аннэ-пэ» — «Край округлого стола». Считается, что анапская бухта могла напоминать местным черкесским племенам (натухаевцам и шегакам) очертания адыгского национального стола «аннэ», который отличался отсутствием углов и исключительно округлой формой столешницы. Др.-греч. «Ана-па» — «Высокий мыс». В древнегреческой «Аргонавтике» Аполлоний Родосский, упоминая первый раз слово «Анапа», осмысляет его именно как «высокий мыс». Скорее всего, это название местность получила благодаря высокому и обрывистому берегу, вдоль которого проходит ул. Старая Набережная. У В. А. Потто в 1-м томе «Кавказской войны» в главе «Бедственный поход Бибикова на Анапу» имеется ещё одна версия: «Самое слово „анапа“ происходит от двух татарских слов: „ана“ — мать и „пай“ — часть, доля. В первое время существования крепости её иначе и не называли, как Анапай — „материнская часть“, или „материнская доля“. Происхождение этого названия объясняют обыкновенно тем, что турки, стараясь облегчить участь своих единоверцев, изгнанных из Крыма, отвели им место по Кубани именно под защитой этой крепости; в своё время татары высоко ценили такое покровительство и выразили свою признательность в самом названии Анапы, которая, как заботливая мать, приютила у себя несчастных изгнанников».